ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Так как формирование разносторонне развитой личности — сложная задача,
преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и
обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных
занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные
способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует
общему развитию и воспитанию школьника.
Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими
занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала.
Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в
полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же
выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо
лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это
и сеансы одновременной игры с руководителем, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.
Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
- Обучающие:
- познакомить с историей шахмат,
- дать учащимся теоретические знания по шахматной игре;
- рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
- Воспитывающие:
- привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,
- научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, планировать свою деятельность, научить уважать соперника, работать самостоятельно.
- Развивающие:
- развить логическое мышление, внимание, память, усидчивость
- ввести в мир логической красоты и образного мышления;
- расширить представления об окружающем мире.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Программа предусматривает по 34 часа занятий в течение года – по 1 ч. в неделю
В кружке занимаются дети, среднего и старшего школьного возраста. Учащиеся разделены на 2 группы: группу начинающих и группу совершенствования. В кружок принимаются все желающие заниматься. На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой учащиеся распределяются в ту или иную группу.
В группе совершенствования второго года обучения занимаются ребята, знающие основы тактики и стратегии игры, владеющие фундаментальными знаниями по теории игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, а также имеющие некоторый игровой опыт.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В конце первого года обучения учащийся:
- имеет представление об истории и происхождении шахмат,
- знает правила игры и турнирного поведения,
- знает основные позиции шахматной игры,
- знает основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы,
- владеет фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля,
- умеет применять полученные теоретические знания на практике,
- умеет записывать партии,
- с удовольствием играет в шахматы,
- видит и осознает свои ошибки.
В конце второго года обучения учащийся:
- знает историю мировых и русских шахмат, имена чемпионов
- имеет представление об организации шахматных соревнований,
- уверенно владеет тактическими приемами, старается их сочетать,
- умеет строить свои стратегические планы и старается реализовывать,
- знает, как разыгрываются основные дебюты и окончания,
- с удовольствием играет в шахматы,
- участвует в соревнованиях, различных мероприятиях,
- стремится узнавать новое,
- знает и старается выполнять правила этикета при игре в шахматы,
- осознает свои ошибки, видит ошибки соперника,
- может самостоятельно оценить позицию – преимущества и недостатки у каждой из сторон.
- играет, как минимум, на уровне третьего спортивного разряда.
Первый год обучения
Учебно-тематический план
Темы | форма работы | Кол-во часов | |
1 | Что такое шахматы? | лекция | 1 |
2 | Шахматная доска | беседа | 1 |
3 | Знакомство с фигурой — пешка | беседа | 1 |
4 | Ход пешкой | игра | 1 |
5 | Пешка | игра | 1 |
6 | Знакомство с ладьей | беседа | 1 |
7 | Ладья (повторение) | игра | 1 |
8 | Новая фигура — слон | беседа | 1 |
9 | Ход слоном | игра | 1 |
10 | Главная фигура — ферзь | беседа | 1 |
11 | Ферзь (продолжение) | игра | 1 |
12 | Двойной удар ферзем и ладьей | игра | 1 |
13 | Ход конем | беседа | 1 |
14 | Конь (продолжение) | игра | 1 |
15 | Удар конем | игра | 1 |
16 | Как ограничить подвижность коня? | лекция | 1 |
17 | Партия №1. Игровая практика | игра | 1 |
18 | Турнир по шахматам | соревнование | |
19 | Ценность фигур | лекция | 1 |
20 | Игра «Шахматный базар» | игра | 1 |
21 | Король | беседа | 1 |
22 | Король (повторение) | игра | 1 |
23 | Ключевые поля, оппозиция | лекция | 1 |
24 | Цель шахматной игры | лекция | 1 |
25 | Разведка. Игра «Спящая армия» | игра | 1 |
26 | Начальная стадия шахматной партии | беседа | 1 |
27 | Мат ферзем. Двойной удар ферзем. | игра | 1 |
28 | Игра королем | игра | 1 |
29 | Пешечный эндшпиль | игра | 1 |
30 | Как поставить мат ладьей | игра | 1 |
31 | Король и пешка против короля | игра | 1 |
32 | Игровая практика. Партия №2 | игра | 1 |
33 | Турнир по шахматам | соревнование | 1 |
34 | Итоговое занятие | беседа | 1 |
Содержание.
Занятие 1. Знакомство с новым учебным предметом – шахматами. Легенды о происхождении шахмат. Домашнее задание: Придумайте свою историю о том, как и когда на Земле появились шахматы.
Занятие 2. Знакомство с элементами шахматной доски и «именами» шахматных полей.
Домашнее задание: Напишите без ошибок все шахматные буквы от а до h маленькими прописными буквами, а также цифры от 1 до 8.
Занятие 3. Знакомство с первой фигурой. Пешка: как она ходит и как бьет другие фигуры.
Домашнее задание: Позиции №13 и №14 разыграть в матчах из 4-х партий с любым соперником.
Занятие 4. Изучение методов создания проходной пешки. Объяснение темповой игры. Запись ходов пешкой. Домашнее задание: Сыграйте дома два матча из 4-х партий на позиции №16 и №17.
Занятие 5: Закрепление навыков образования проходной. Изучение счетных операций.
Домашнее задание: Сыграйте дома два матча из 4-х партий на позиции №21 и №22.
Занятие 6. Приобретение навыков игры ладьей. Изучение методов борьбы ладьи с неподвижными мишенями. Экономичная игра ладьей. Ладья против пешек.
Домашнее задание: Сыграйте дома два матча из 4-х партий на позиции №31 и №32.
Занятие 7. Совершенствование навыков игры ладьей. Изучение элементов ладейного эндшпиля.
Домашнее задание: Сыграйте дома два матча
Занятие 8: Приобретение навыков игры слоном. Изучение методов борьбы слонов против ладей и слонов против пешек.
Домашнее задание: Посчитайте, на сколько пешек слон «легче» ладьи.
Занятие 9: Закрепление пройденного материала. Отработка совместных действий двух слонов.
Домашнее задание: Сыграйте дома два матча из 4-х партий на позиции №43 и №44
Занятие 10. Приобретение навыков игры ферзем. Изучение методов борьбы ферзя против пешек.
Домашнее задание: На сколько пешек ферзь дороже ладьи? Слона? Пешек?
Занятие 11. Закрепление пройденного материала. Совершенствование навыков игры ферзем.
Домашнее задание: Сыграйте дома два матча из 4-х партий на позиции №57.
Занятие 12. Изучение методов ограничения подвижности слона. Отработка координированных действий фигур.
Домашнее задание: Сыграйте дома два матча из 4-х партий на позиции №62.
Занятие 13. Отработка навыков игры конем. Изучение методов борьбы коня против пешек и коня против коня. Домашнее задание: Сыграйте дома
Занятие 14. Закрепление навыков игры конем. Разработка схем логических рассуждений.
Домашнее задание: Сыграйте дома два матча из 4-х партий на позиции №72.
Занятие 15. Закрепление навыков игры конем. Изучение методов борьбы коня против пешек.
Домашнее задание: Сыграйте дома два матча из 4-х партий на позиции №77.
Занятие 16. Изучение методов борьбы коня с другими фигурами. Повторение тактического приема «Двойной удар». Новый прием – «Выжидательный ход».
Домашнее задание: Сыграйте дома два матча из 4-х партий на позиции №82.
Занятие 17. Практическое занятие. Подготовка к соревнованию
Занятие 18. Турнир по шахматам.
Занятие: 19. Понятие о сравнительной ценности фигур. Что такое размен и материальное преимущество. Домашнее задание: Сыграйте дома два матча из 4-х партий на позиции №89.
Занятие 20. Изучение различных материальных соотношений. Понятие о выгодном и невыгодном ударе. Домашнее задание: Сыграйте дома два матча из 4-х партий на позиции №96.
Занятие 21. Овладение навыками игры королем. Изучение методов борьбы короля с пешкой. Понятие о квадрате проходной пешки.
Домашнее задание: Обойти королем всю шахматную доску, начиная с поля а1 и не побывав ни на одном из полей дважды. Укажите несколько возможных маршрутов движения короля.
Занятие 22. Закрепление навыков игры королем. Понятие о «блуждающем квадрате» проходной пешки.
Домашнее задание: Сыграйте дома два матча из 4-х партий на позиции №112.
Занятие 23. Изучение базовых принципов игры в эндшпиле – борьбы за оппозицию и ключевые поля. Домашнее задание: Сыграйте дома два матча из 4-х партий на позиции №118.
Занятие 24: Знакомство с начальной расстановкой фигур на шахматной доске. Что такое шах и мат. Как поставить мат двумя ладьями. (линейный мат).
Домашнее задание: Сыграйте дома два матча из 4-х партий на позиции №137.
Занятие 25. Понятие о слабых пешках и слабых полях. Два удара на одну защиту.
Домашнее задание: Сыграйте дома два матча из 4-х партий на позиции №143.
Занятие 26. Знакомство с принципами развития фигур в начале партии. Изучение методов борьбы за центр. Понятие о рокировке.
Домашнее задание: Сыграйте тренировочный матч из начальной позиции.
Занятие 27. Изучение взаимодействия короля и ферзя.
Домашнее задание: Сыграйте дома два матча из 4-х партий на позиции №161.
Занятие 28. Изучение методов захвата зон и полей за счет владения оппозицией.
Домашнее задание: Сыграйте дома два матча из 4-х партий на позиции №168.
Занятие 29. Изучение эндшпиля «Король с пешкой против короля».
Домашнее задание: Сыграйте дома два матча из 4-х партий на позиции №176.
Занятие 30. Изучение взаимодействия короля и ладьи.
Домашнее задание: Сыграйте тренировочный матч из начальной позиции.
Занятие 31. Закрепление ранее изученного материала. Знакомство с более сложными примерами борьбы в пешечном эндшпиле. Домашнее задание: Сыграйте дома два матча из 4-х партий на позиции №190.
Занятие 32. Практическое занятие. Подготовка к турниру.
Занятие 33. Турнир по шахматам.
Занятие 34. Итоги за год.
Второй год обучения
Учебно-тематический план
Темы | Форма работы | Кол-во часов | |
1 | Пешечная вилка | беседа, игра | 1 |
2 | Двойной удар конем | беседа, игра | 1 |
3 | Двойной удар конем против двойного удара пешкой | беседа, игра | 1 |
4 | Ферзь. Двойной удар | беседа, игра | 1 |
5 | Двойной удар пешкой против двойного удара конем или против двойного удара ферзем | беседа, игра | 1 |
6 | Как поставить двойной удар слоном | беседа, игра | 1 |
7 | Ладья. Двойной удар ладьей | беседа, игра | 1 |
8 | Вскрытый удар без шаха — знакомство | беседа, игра | 1 |
9 | Удар без шаха | беседа, игра | 1 |
10 | Шах и вскрытый удар с шахом. | беседа, игра | 1 |
11 | Двойной шах фигурами | беседа, игра | 1 |
12 | Двойной шах | беседа, игра | 1 |
13 | Связка слоном | беседа, игра | 1 |
14 | Связка ладьей | беседа, игра | 1 |
15 | Связка. Связка ферзем | беседа, игра | 1 |
16 | Двойная связка | беседа, игра | 1 |
17 | Турнир по шахматам | беседа, игра | 1 |
18 | Освобождение от связок | беседа, игра | 1 |
19 | Уничтожение защиты и снятие короля с поля | беседа, игра | 1 |
20 | Как ограничить подвижность коня | беседа, игра | 1 |
21 | Как ограничить подвижность слона | беседа, игра | 1 |
22 | Как ограничить подвижность ладьи | беседа, игра | 1 |
23 | Ограничение подвижности короля.
Мат по горизонтали |
беседа, игра | 1 |
24 | Мат по 8 горизонтали | беседа, игра | 1 |
25 | Мат по 7 горизонтали | беседа, игра | 1 |
26 | Мат | беседа, игра | 1 |
27 | Ферзя и пешки и их взаимодействие. Взаимодействие ферзя и слона | беседа, игра | 1 |
28 | Ферзь и конь и их взаимодействие | беседа, игра | 1 |
29 | Ладья и слон. Взаимодействие ладьи и коня | беседа, игра | 1 |
30 | Ладья. Взаимодействие ладьи и ферзя | беседа, игра | 1 |
31 | Слон и конь и их взаимодействие. | беседа, игра | 1 |
32 | Взаимодействие двух слонов и двух коней. | беседа, игра | 1 |
33 | Игровая практика | беседа, игра | 1 |
34 | Турнир по шахматам | игра | 1 |
Содержание:
Занятие 1. Изучение одного из базовых тактических приемов, встречающегося на всех стадиях шахматной партии – от дебюта до эндшпиля.
Домашнее задание: Сыграйте тренировочный матч из двух партий из начальной позиции.
Занятие 2. Изучение нового тактического приема.
Домашнее задание: Сыграйте тренировочный матч из двух партий на позицию 207.
Занятие 3: Закрепление пройденного материала о базовых тактических приемах.
Домашнее задание: Сыграйте тренировочный матч из двух партий на позицию 218.
Занятие 4: Изучение нового тактического приема.
Домашнее задание: Сыграйте тренировочный матч из двух партий из начальной позиции.
Занятие 5. Закрепление пройденного материала.
Домашнее задание: Сыграйте тренировочный матч из двух партий из начальной позиции.
Занятие 6. Изучение нового тактического приема.
Домашнее задание: Решение этюда.
Задание 7. Изучение нового тактического приема. Домашнее задание: Сыграйте тренировочный матч из двух партий на позицию 257.
Занятие 8. Изучение нового тактического приема. Домашнее задание: Сыграйте тренировочный матч из двух партий на позицию 266.
Задание 9. Закрепление пройденного материала. Развитие комбинационного зрения. Сыграйте тренировочный матч из двух партий на позицию 282.
Задание 10. Изучение нового тактического приема. Сыграйте тренировочный матч из двух партий из начальной позиции
Занятие 11. Изучение нового тактического приема. Сыграйте тренировочный матч из двух партий из начальной позиции.
Занятие 12. Закрепление пройденного материала. Развитие комбинационного зрения. Сыграйте тренировочный матч из двух партий на позицию 304.
Занятие 13. Изучение нового тактического приема. Сыграйте тренировочный матч из двух партий на позицию 316.
Задание 14. Изучение нового тактического приема. Сыграйте тренировочный матч из двух партий из начальной позиции.
Занятие 15. Изучение нового тактического приема. Сыграйте тренировочный матч из двух партий на позицию 334.
Занятие 16. Изучение нового тактического приема. Сыграйте тренировочный матч из двух партий на позицию 344.
Занятие 17. Турнир по шахматам.
Занятие 18. Изучение нового тактического приема. Сыграйте тренировочный матч из двух партий на позицию 355.
Занятие 19. Закрепление пройденного материала. Изучение нового тактического приема. Сыграйте тренировочный матч из двух партий из начальной позиции.
Занятие 20. Изучение нового тактического приема. Сыграйте тренировочный матч из двух партий на позицию 377.
Занятие 21. Изучение нового тактического приема. Сыграйте тренировочный матч из двух партий на позицию 389.
Занятие 22. Изучение нового тактического приема. Сыграйте тренировочный матч из двух партий на позицию 411.
Занятие 23. Изучение одного из базовых тактических приемов. Сыграйте тренировочный матч из двух партий на позицию 421, 422.
Занятие 24. Изучение одного из базовых тактических приемов. Сыграйте тренировочный матч из двух партий на позицию 431, 432.
Занятие25. Изучение одного из базовых тактических приемов. Сыграйте тренировочный матч из двух партий на позицию 445, 446.
Занятие 26. Изучение одного из базовых тактических приемов. Сыграйте тренировочный матч из двух партий на позицию 458, 459.
Занятие 27. Изучение одного из базовых тактических приемов. Сыграйте тренировочный матч.
Занятие 28. Изучение одного из базовых тактических приемов. Сыграйте тренировочный матч.
Занятие 29. Изучение одного из базовых тактических приемов. Сыграйте тренировочный матч.
Занятие 30. Изучение одного из базовых тактических приемов. Сыграйте тренировочный матч.
Занятие 31. Изучение одного из базовых тактических приемов. Сыграйте тренировочный матч.
Занятие 32. Изучение одного из базовых тактических приемов. Сыграйте тренировочный матч.
Занятие 33. Игровая практика. Повторение пройденного материала
Занятие 34. Турнир по шахматам.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гик Е.А. Беседы о шахматах. — М., 1985
Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М., 1986
Карпов А., А.Шингирей. Школьный шахматный учебник. Начальный курс. В 2-х томах, – Москва, 2005
Костьев А.Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере – М., 1980
Принципы шахматной игры: учебное пособие./ Шакуров М.Ф. – Казань: Мастер Лайн,2000
ПРЕДМЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. – М., 1997
Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества – М., 1981
Спутник шахматиста: Справочник/В.П.Елесин, Б.М.Волков, А.И.Крюков. – М.:Воениздат,1992
Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. – М.: Агентство «ФАИР»,1997
Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. – М.:Наука,1983
Линдер И.М., Шахматы на Руси. – М.:Наука,1975